Играем с Математическим планшетом

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНШЕТА "БОЛЬШОЙ ГЕОМЕТРИК" ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР.

Цели: познакомить ребёнка с геометрическими фигурами их названиями, основными цветами, научить сравнивать фигуры, сформировать представление о делении целого на части. Развивать творческие способности и воображение.

Прежде всего, необходимо познакомиться с игрой. Рассказать, что перед нами игра, которая состоит из чёрного игрового поля (планшета), желтых «гвоздиков» (если дети умеют считать, то можно их попросить посчитать, сколько «гвоздиков» в каждом ряду и в каждом столбце), резинок, которые будут нашими помощниками в работе с комплектом, а также деревянных геометрических фигур. Ребёнку нужно рассказать, что у нас есть фигурки разного размера: большие и маленькие. Накладыванием фигурок друг на друга определяем, какие фигурки одинаковой геометрической формы, какие из них большие, а какие маленькие. Далее с помощью резинок делим планшет пополам и просим ребёнка расположить по одну сторону большие фигуры, а по другую сторону - маленькие.

После того как освоены понятия «большой - маленький», начинаем знакомить ребёнка с цветом и геометрической формой. Показываем большой круг, поясняем, что эта фигура красного цвета и называется - круг. У круга нет углов, мы можем беспрепятственно  по нему проводить пальчиком и катить его по столу, как колесико. Для закрепления предлагаем из имеющихся в Математическом планшете фигур найти еще один круг. Затем спрашиваем: " Скажи, а у тебя какой круг?"

Далее переходим к треугольнику. Говорим, что он желтый, называем, какой он по размеру, «большой» или «маленький». Уточняем, что у треугольника есть стороны, и мы не можем его катить по столу, как катили круг: мешают углы. Вместе с ребёнком  считаем, сколько сторон и углов у треугольника: один, два, три. Последняя фигура, с которой мы знакомим ребенка – это квадрат. Обсуждаем его по аналогии с треугольником.

Для закрепления понятия геометрических фигур предлагаем малышу 3 резиночки и просим с их помощью «нарисовать» на планшете треугольник. С помощью 4-х резиночек изображаем квадрат. Следует заметить, что таким образом на планшете можно изобразить многие геометрические фигуры: ромб, трапецию, прямоугольник, четырёхугольник, шестиугольник и т.п., кроме круга и овала. Если ребёнок не устал, можно попробовать создать другие фигуры. Важно, чтобы у ребёнка не возникло путаницы.

Усложняем задания. Выкладываем на планшете любую выбранную фигуру, просим ребёнка сделать подобную фигуру в два раза больше или меньше. Можно предложить такие варианты: из пяти резинок изобразить на планшете 2 треугольника равных по размеру, а из семи составить 2 равных квадрата, с помощью резинки разделить квадрат, треугольник или прямоугольник на равные части. Задание на деление фигуры можно усложнить. Нарисовать на планшете большую фигуру, которая бы включала в себя несколько рядов «гвоздиков», затем предложить ребёнку поделить её на максимальное количество частей, посчитать, сколько их получилось, дать название полученным маленьким частям.

Пожалуй, самое интересное задание с геометрическим фигурами – это их «оживление». Рисуем на планшете, прямоугольник или какую-либо другую геометрическую фигуру, а затем просим малыша с помощью резинок и имеющихся в комплекте  фигур «дорисовать» картину. Например, нанизываем круг и  добавляем вокруг резиночки, получилось солнышко. Это очень увлекательное занятие! Можно завести  рабочую тетрадь и вносить туда свои авторские схемы.

Успехов вам и вашим детям!

 

Играем и учим алфавит.

В начале, речь для ребёнка является необходимостью общения, позже средством познания окружающего мира. Чем старше ребёнок, тем сложнее языковые формы, богаче словарный запас, ребёнок приобретает навыки словообразования.

Таким образом, ребёнок  узнаёт родной язык через восприятие речи, говорение. Взрослым следует создать все условия, необходимые для речевой деятельности ребёнка.

К трём годам дети уже должны уметь говорить, если нет сложностей с развитием. В это время дети уже могут приступить к изучению алфавита.

Это самый важный, хотя и первый, шаг в направлении освоения ребёнком чтения. Ведь от него в дальнейшем будет зависеть, понравится ребёнку процесс  чтения и будет ли он читать с интересом,  или  станет воспринимать  данный процесс как нудное, тяжелое и совершенно неинтересное занятие.
Следовательно, изучение алфавита в этом возрасте должно проходить в форме лёгкой, игровой, увлекательной и очень  занимательной деятельности. Нельзя также опускать и тот факт,  что развитие речи очень плотно переплетено с развитием мелкой моторики.
Таким условиям соответствует учебно-методический комплекс к геометрическому (математическому) планшету, который включает в себя:
- геометрический планшет «Большой геометрик»
- планшет малый «Волшебная дощечка»
- брошюры с заданиями: «Транспорт», «Занимательные буквы», «Волшебная дощечка. Буквы, цифры, геометрические фигуры»
- двусторонний набор геометрических фигур.
Учебно-методический комплекс к геометрическому  планшету интегрирует несколько образовательных областей. Комплекс применяют для развития логики, мелкой моторики, речи, воображения, координации и творческих способностей детей.
В альбомах «Занимательные буквы» и «Волшебная дощечка. Буквы, цифры, геометрические фигуры» задания представлены в форме простых, доступных и понятных ребёнку слов и рисунков.  К каждой букве предлагается её схематичный образ из резиночек на дощечке, а также слово, которое начинается на эту букву с изображением предмета, и ещё два примера, где буква находится  в начале и середине слова.
Начинать изучение букв алфавита предпочтительно с гласных, поскольку далее при изучении согласных, произойдёт плавный и лёгкий переход к слогам.
1.      Поначалу  познакомьте ребёнка с  буквами А, О, У.
2.      Чуть позже добавьте в игру буквы  И, Ы.
3.      Буквы Б  и В, Р и Ф, Г и Т легко перепутать между собой, мы не рекомендуем изучать их подряд.
4.      Согласные буквы Ш и Р не берите в начале занятий. Желательно начинать изучение букв с легко выговариваемых ребёнком.
5.      Сперва на изучение представляйте буквы, чаще используемые в русской речи (не стоит начинать с Ц или Щ), наименее сложные по написанию (не разучивайте первыми Д, Ж, 3) и характерно выделяющимися визуально, например: Н, С, П, К.

Соотносите уже узнаваемую ребёнком букву с предметами, животными, растениями, название которых начинается на эту букву, или буква стоит в середине или конце слова.
Занимаясь с малышом, стремитесь  приучить ребёнка слушать звуки речи, выделять их из слов, узнавать форму букв, сопоставлять их по внешним чертам и звучанию. Чем интереснее проходят занятия, тем успешнее и результативнее будет он  в освоении чтения.
Игровые занятия на развитие речи достигают не только своей основной цели, но и помогают комплексному развитию ребёнка, в том числе совершенствованию творческих и интеллектуальных способностей. Игровой процесс позволяет малышу учиться сравнивать предметы и явления, стимулирует наблюдательность и усидчивость, помогает узнать много нового и интересного об окружающем его мире.